Адрес

г. Ставрополь,

ул. Пушкина, 1, корпус 20

8 (8652) 33-02-31

Приемная комиссия

8 (8652) 95‑68‑13

Об институте

 
2022-10-14 09-31-56 (92).jpeg utVRsrr5DDwGR_JID6MTGlmpIv1ttedkoflfZsO22sbVF2pV0vqEPnruzOvtBxoQd2Kl_m_IADp6kAa1YGhM1Txp.jpg 5W7A7023.jpg 




Контактная информация:

Адрес: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, корпус 20, 1-4 этаж
Телефон: 8 (8652) 33-02-31

Учебная часть: ауд. 108
Телефон: 8 (8652) 33-02-32

Ищи Гуманитарный институт в социальной сети ВКонтакте


  Абитуриенту   Кафедры    Руководство    Направления подготовки

Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета создан на основании приказа ректора СКФУ от 23 июля 2012 г. №97/0. Само слово «гуманитарный» (от лат. humanitas – человеческая природа, образованность) означает «обращенный к человеческой личности, правам и интересам человека». В число гуманитарных наук входят история, филология, журналистика, лингвистика, искусствоведение, культурология, теология, психология и др. Первые университеты, возникшие в Европе в XI-XIII вв., в основном ориентировались на изучение гуманитарных дисциплин. Практически все крупные современные университетские центры уделяют первостепенное внимание гуманитаристике. 

Контингент студентов и слушателей Гуманитарного института составляет 1200 человек.

В институте учебный процесс обеспечивают 200 преподавателей, имеющих высокий уровень квалификации и прошедших стажировку в ведущих научных центрах и университетах России и зарубежных странах, в том числе 50 профессоров. К учебному процессу в Институте привлекаются известные ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других городов, а также специалисты из Великобритании, Германии, Финляндии. В настоящее время ряд дисциплин в Институте преподается на иностранных языках, что повышает академическую мобильность студентов.

При организации учебного процесса в институте основное внимание уделяется усвоению студентами современного гуманитарного знания, развитию способности интегрировать собственные научные наработки в учебный процесс, умению применять на практике полученный теоретический материал. Студенты в Институте ориентированы на получение навыков деятельности в условиях поликультурного общества. Большое внимание в Институте отводится истории развития российской государственности на Кавказе и геополитической ситуации в Кавказском регионе и Ближнем Востоке, где интересы России пересекаются с другими ведущими факторами мировой политики. Институт проводит активную работу по формированию общекультурной идентичности, используя потенциал кафедр русского языка, культуры русской речи, а также результатов исследовательской работы ученых в области межкультурной коммуникации и этноконфликтологии. Для обеспечения работы в данном направлении функционирует КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ У МОЛОДЕЖИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ, ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА (руководитель – доцент А.Б. Багдасарова).

Студенты, успешно закончившие магистратуру, имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре и докторантуре.


В институте активно развивается научно-исследовательская работа. Преподаватели и студенты института активно участвуют в международных и всероссийских конференциях. Профессора и доценты Института публикуются в известных научных изданиях Австрии, Венгрии, Германии, США, Италии, Финляндии, Польши, Словакии, Словении, Украины и Белоруссии, Армении, Грузии, Молдавии, Абхазии и Южной Осетии.

Ученые Гуманитарного института развивают свои исследования в рамках действующей научной школы: Этнические проблемы современности (кафедра философии и этнологии).

8 научных направлений:

  • Ближний Восток и Балканы в системе международных отношений (Крючков И.В., доктор исторических наук, профессор);
  • Повседневная жизнь и проблемы обыденного сознания в истории древнего мира и средних веков (Краснова И.А., доктор исторических наук, профессор);
  • Новая культурно-интеллектуальная история российской провинции (Булыгина Т.А., доктор исторических наук, профессор);
  • Кавказ в истории России (Колесникова М.Е., доктор исторических наук, профессор);
  • Изоморфные и алломорфные признаки языковых систем в аспекте перевода (Серебрякова С.В., доктор филологических наук, профессор);
  • Андрагогические основы профессионального лингвистического образования (Ломтева Т.Н., доктор педагогических наук, профессор);
  • Формирование профессиональной компетентности лингвиста-преподавателя в межкультурной образовательной парадигме (Московская Н.Л., доктор педагогических наук, профессор);
  • Современность как философская проблема: глобальный и региональный аспект (Ерохин А.М., доктор социологических наук, профессор).

Основой для развития научных исследований в институте и базой для прохождения студентами научно-исследовательской практики стали 4 научно-образовательных центра

  • Культурное и природное наследие Северного Кавказа (Кудрявцев А.А., доктор исторических наук, профессор);
  • Новая локальная история (Булыгина Т.А., доктор исторических наук, профессор);
  • Музей региональной литературы и литературного краеведения (Бронская Л.И., доктор филологических наук, профессор);
  • Современность как философская проблема (Ерохин А.М., доктор социологических наук, профессор).

В настоящее время ведется работа по созданию Международного НОЦ «Центр языков народов Кавказа» на базе ранее действовавшей ПНИЛ «Текст как явление культуры: Методология. Кавказоведение. Семиотика», а также созданию НОЦ «Исторические измерения интеграционных процессов на Северном Кавказе».

5 проблемных научно-исследовательских лабораторий: 

  • Лаборатория этноконфликтологии (Авксентьев В.А., доктор философских наук, профессор);
  • Интеллектуальная история (Крючков И.В., доктор исторических наук, профессор);
  • Международная Лаборатория биографических исследований (Колесникова М.Е., доктор исторических наук, профессор);
  • Современный литературный процесс на Северном Кавказе» (Серебряков А.А., доктор филологических наук, профессор).

Институт активно развивает сотрудничество с ведущими научными и университетскими центрами России, в том числе с Южным федеральным университетом, Российским государственным гуманитарным университетом, Саратовским государственным университетом, Южным научным центром РАН. С Институтом всеобщей истории РАН и Институтом славяноведения РАН Гуманитарный институт имеет договоры о сотрудничестве.


Большое внимание в институте уделяется международным связям, в том числе обмену визит-профессорами, проведению совместных научных проектов. Институт развивает всестороннее сотрудничество с Будапештским университетом им. М. Корвина (Венгрия), Государственным университетом им. В.Я. Брюсова (Армения), Самаркандским государственным университетом (Узбекистан), Евразийским национальным университетом им. Л.Н. Гумилева (Казахстан), Кыргызско-Российским Славянским университетом им. Первого Президента РФ Б.Н. Ельцина (Кыргызстан), Абхазским государственным университетом и Абхазским институтом гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа (Абхазия) и др. В настоящее время студенты, обучающиеся в институте, получили возможность прохождения стажировок в зарубежных университетах в рамках международных студенческих обменов.

В институте активно проводится внеаудиторная работа со студентами. Ежегодно для студентов организуются различные спортивные соревнования. При содействии руководства института и университета студенты во время летних и зимних каникул посещают основные историко-культурные центры страны, в том числе Москву, Санкт-Петербург, города Золотого кольца и Кавказских Минеральных Вод. Большую известность за пределами института получили студенческие художественные коллективы.


В институте большое внимание уделяется НИР студентов. К наиболее эффективным формам работы относятся:

  • олимпиады;
  • совместная работа с научными руководителями по написанию заявок на гранты и участие в дальнейшей разработке проекта;
  • работа в проблемных группах в рамках деятельности научных направлений;
  • поэтапное представление и обсуждение результатов этой работы через защиту курсовых и дипломных проектов;
  • выступления на студенческих и других научных конференциях;
  • участие в конкурсах научных студенческих работ;
  • публикация студенческих работ;
  • полевые экспедиции.

Особенно эффективен учебный процесс при его соединении с научно-исследовательской работой и вовлечении студентов в проблемные группы. Научная работа позволяет вывести студентов на передний край научно-исследовательской деятельности, сформировать творческие компетенции и креативность.


Студенческие объединения и клубы института: 

В Гуманитарном институте действует Совет молодых ученых и специалистов (СМУС), призванный генерировать научную деятельность студентов, аспирантов, молодых кандидатов и докторов наук. 
Опыт работы студенческих обществ показывает результативность использования непрерывной научно-исследовательской деятельности от школы к вузу. Это представляется крайне важным для сохранения и использования потенциала учащихся в последующей научно-исследовательской работе в вузе по схеме «школьник-студент-аспирант-молодой ученый». Особенностью последних лет стало широкое привлечение к научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры. Итогом НИРС факультетов Гуманитарного института стал значительный рост студенческой активности в различных формах научной работы. Участие студентов в конференциях отмечено памятными и почетными грамотами, их выступления удостаиваются дипломами признания и призовыми местами, традиционными стали победы студентов в получении стипендии Фонда Владимира Потанина.
Студенты вовлечены в научное сотрудничество с общественными организациями и государственными органами с целью формирования гражданственности. Примером служит ежегодное участие студентов института во Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер», Федеральном молодежном лагере «Машук» и Всероссийской олимпиаде «Я – профессионал».